Все авторские работы

Кирилл Салимов
dr.writer@yandex.ru

Психотипы великих писателей

Уважаемые коллеги!

Нам, школьным учителям литературы, выпала большая ответственность знакомить учеников с судьбами героев литературных произведений. На уроке важно раскрыть характер, систему ценностей, мечты и поступки героев. Важно, чтобы подрастающие граждане нашей великой страны действительно проникались глубинными чувствами и переживаниями действующих лиц литературного произведения, высказывали свое личное отношение к тому или иному событию. Так можно вложить в ученика душу и сердце писателя, воспитать лучшие человеческие черты.

Но случается так, что на наших уроках личность и жизнь писателей, авторов литературных произведений, уходит как бы на второй план на фоне событий, происходящих с героями. Важно помнить о том, что очень часто писатель устами своих героев передает собственные мысли и переживания, о чем не каждому учителю литературы дано глубоко знать. Хорошими писателями становятся люди, у которых есть не только талант к этому ремеслу, но и огромная ответственность перед своим читателем за все то, что происходит в реальной жизни. Писатель одновременно является и мудрецом, и психологом. А это означает, что к личности и жизни писателей необходимо относиться очень внимательно.

Исследованию жизни великих писателей посвящена книга «Синтаксис любви. Типология личности и прогноз парных отношений» российского ученого, литературоведа и литературного критика Александра Юрьевича Афанасьева, которая вышла в 1993 году в Москве, к 2023 году выдержала семь изданий и широко разошлась по всему миру. В сборнике, который я представляю вашему вниманию, предлагается психическая типология личности 30 великих писателей, о которых А.Ю. Афанасьев не написал. Поэтому в каком-то смысле мои 30 аналитических эссе являются дополнением к книге «Синтаксис любви». При создании этого сборника моя задача состояла в следующем: определить психический тип (по Афанасьеву) писателя, используя разнообразные источники, в частности, книги из серии «Жизнь замечательных людей», проанализировать эту информацию и подобрать убедительные аргументы в пользу одного из 24-х возможных вариантов. Эта работа увлекла меня на несколько лет и не отпускает до сегодняшнего дня. Причем этот же типологический подход я применяю при анализе характеров литературных героев. Надеюсь, что такой сборник аналитических эссе тоже увидит свет. Это не просто интересно лично мне, но и полезно для того, чтобы на уроке точнее передать ученикам систему ценностей, мотивацию поступков, психологию поведения героев.

Я убежден в том, что, зная психотип писателя (по Афанасьеву), учитель литературы сможет глубоко проникнуть в художественный мир его и литературных героев, и тем самым качественнее дать урок. Я уверен, что каждый человек (и наши ученики!) тоже наделены психотипами, и это знание позволит школьному учителю точнее понимать особенности их поведения, черты характера, вкусы и предпочтения. Деление учеников на «физиков» и «лириков» с применением типологического метода (метода психософии Афанасьева) позволяет учителю реализовывать индивидуальный подход более точно.

Надеюсь, что моя многолетняя работа по созданию этого пособия будет интересна не только учителям литературы, но и всем, кто интересуется литературой и жизнью великих писателей!