Мир давно изменился и социальные сети теперь играют одну из ведущих ролей в жизни большинства людей. Каждый день среднестатистический человек уже не только проверяет почту или важные сообщения, но и смотрит как минимум пару социальных сетей, если не больше. В пабликах, блогах, на страничках частных аккаунтов можно найти любую информацию, в том числе и по типологиям.
Если «нулевые» годы этого века прошли под лозунгом форумного общения, где юмора было не так уж много, то сейчас, в «десятых» основная часть материалов по типологиям — это шуточные посты, картинки, и цитаты. С одной стороны это упрощает знакомство с типологиями, потому что через картинки, инфографику и небольшие тексты людям проще понимать теорию и базис, с другой стороны у типологического юмора есть свои подводные камни.
В психософской модели есть третья функция — язва, самое больное и ранимое место человека, прикрывать которое могут далеко не все. Любые уколы, даже шутливые, воспринимаются человеком как личное оскорбление, задевают и ранят. Да и по первой функции читать шутки о себе, о том, что составляет главную ценность и основу личности — тоже не всегда бывает весело. Когда юмор порождает стереотипы — это вообще превращается в неприятный набор клише, ассоциаций и образов, по которым оценивают человека уже заранее.
Самые яркие примеры таких стереотипов и поводов для шуток: первая эмоция — это вечный ор, вторая логика — бездумный болтун, третья физика — безрукий брезгливый персонаж, а четвертая воля — слабак и расходный материал. Согласитесь, такое читать неприятно, потому что это противоречит идее типологии, которая заключается в помощи человеку, а не в высмеивании его сокровенного, внутреннего и личного. Более того, знание типа другого человека — это шаг к пониманию, шаг к гармонии, возможность где-то сгладить, где-то помочь, где-то договориться, а не средство управления человеком через его болевые места и ценности.
Высмеивание и выставление напоказ слабостей третьей функции — это главная проблема таких «шуток». Публичное высмеивание слабостей по воле, физике, эмоции или логике может усугубить проблемы отдельного человека, который прочитал шутливый пост, посмотрел картинку или развернул ветку комментариев, где люди это активно и открыто высмеивают, а также подливают масло в огонь своими комментариями. Там, где один человек еще сможет посмеяться над собой и, в редких случаях, даже стать лучше и начать что-то менять в себе и своей жизни, другой опустит руки и ему будет еще хуже от того, что он прочитал.
Чтение серьезных текстов — это не модно. Этим пользуются многие авторы, завлекая толпы картинками, жестоким юмором, высмеиванием и унижением других людей. При этом, адекватная и уместная шутка может помочь и исцелить, а злые и острые картинки не всегда обладают таким эффектом. Тем более, вы никогда не знаете, создавая что-то «смешное», кто это прочитает: зрелый человек, работающий над собой, или неокрепшая личность, для которой даже самые безобидные на взгляд большинства шутки — это не шутки.
Психософия дает возможность понимать не только себя, но и других. При этом, если помнить, что здоровый юмор — это целительная и поддерживающая сила, то через это можно сглаживать какие-то моменты, расслаблять людей и давать им силы идти дальше. Злой, циничный, резкий и точечный юмор, нередко, делает обратное — он калечит людей, делая их еще более уязвимыми и потерянными.
Если вы знаете тип другого человека, ваша задача, так как вы здесь в наиболее ответственной роли — это поддержать, помочь, не допустить конфликтов и уколов по третьей функции, а так же сгладить, по возможности, все острые углы. Да, это делается через юмор в том числе, но не через такой, где человек выставляется на посмешище и на всеобщее обозрение.
Типологии — это не развлечение для школьников и скучающих в соцсетях клерков, а самый настоящий инструмент для работы с людьми. Когда вы знаете о других чуть больше, вы берете на себя ответственность за себя и за них, так как в ваших руках есть дополнительное средство для познания человека. Поэтому, юмор в типологиях — это очень тонкий, важный и ответственный момент, когда надо учесть то, над чем вы смеетесь, кто это будет читать и как на это может отреагировать человек с разным отношением к предмету юмора.
Будьте аккуратны, ведь вы в ответе за тех, кто вас читают.
Наталья Чертовская
Москва, октябрь, 2019 год