Уроки для начинающих. О создании в 2005 году «Фонда научного и творческого наследия Александра Юрьевича Афанасьева» и о краткой истории написания автором книги «Синтаксис любви», в которой изложена психическая типология личности и концепция Психософии.
Урок 1. Типологическая система А.Ю.Афанасьева.Типологическая система Афанасьева увидела свет в 1993 году в сокращенной версии книги. Полная версия вышла в 2000году тиражом в 15000 экземпляров и допечатывалась. Известную философскую триаду ДУХ-ДУША-ТЕЛО автор дополняет, используя свою собственную терминологию, и предлагает следующие основания своей типологии: ВОЛЯ (ДУХ)- ЭМОЦИЯ (ДУША) - ФИЗИКА (ТЕЛО)- ЛОГИКА (РАЗУМ). В основе типологии Афанасьева лежит психоаналитическая концепция К.Г. Юнга, но вместо 8 психологических типов предложил 24 психических типа личности и свою классификацию: люди с Первой Волей в психотипе по Афанасьеву, со Второй, Третьей и Четвертой Волей, а внутри каждого класса – по 6 психотипов соответственно. Афанасьев А.Ю. не был психологом по базовому образованию, а имел образование литературоведа, что позволило ему иначе взглянуть на психику и поведение человека.
Урок 2. Иерархия психических функций в психотипе по Афанасьеву.Главные утверждения типологической концепции Афанасьева. Выраженность психических функций в поведении человека. Основополагающее влияние ситуации на проявление психических функций. Главное открытие Афанасьева в области психологии – наличие Третьей психической функции в психотипе, которая проявляется для наблюдателя и как сильная и как слабая одновременно, как зона роста и источник внутриличностного ресурса.
Урок 3. Почему важно знать человеку о своем психотипе по Афанасьеву?Типология Афанасьева объясняет тип психики человека и почти не занимается описанием индивидуальности. Для глубокого понимания человека нужны многообразные психологические инструменты. Типология Афанасьева не противоречит другим типологиям, которых сотни. Знание психотипа по Афанасьеву помогает понять систему ценностей человека, особенности поведения, характера, данного от природы, вкусы и предпочтения. Важно как можно раньше определить психотип ребенка, чтобы эффективно его развивать и образовывать, не навязывая свой жизненный сценарий.
Урок 4. Как определить свой психотип и психотип другого человека?Шаги к определению психотипа. Знание испытуемым типологии Афанасьева при диагностике его психотипа экспертом, к сожалению, усложняет задачу. Необходимо также верно оценить ситуацию, в которой находится испытуемый и эксперт. Ли Росс и Ричард Нисбетт «Человек и ситуация». Самая комфортная ситуация для диагностики психотипа по Афанасьеву. Недопустимые ситуации. Как правильно учесть фактор возраста испытуемого. Важно, чтобы эксперт внимательно познакомился с содержанием книги «Синтаксис любви», определил однозначно себя. Важно определить, прежде всего, положение Воли в иерархии психотипа.
Урок 5. Социально – персональная значимость как базовая потребность человека.Классификация Афанасьева. Феномен воли в науке. Пирамида потребностей А. Маслоу. Современная модель потребностей человека. Независимо от возраста, уровня образованности, профессионализма важно каждому быть значимым в обществе. Неразрешимые конфликты. Модель ЭРОС. Конфликты между результативными и процессионными функциями в парных отношениях.
Урок 6.Терминология и язык А.Ю. Афанасьева.Особенности и странности языка Афанасьева. Как филолог и литературовед Афанасьев очень изобретателен в выборе своего языка и терминологии. Когда и почему название психотипа по Афанасьеву необходимо писать с маленькой буквы и в кавычках? Важно перейти на язык Афанасьева и не пользоваться терминологией других авторов, чтобы сберечь целостность и системность идеи и смысла психософской концепции для будущих поколений.
Урок 7. Психический тип «твардовский».ВФЭЛ. Первая Воля. Вторая Физика. Третья Эмоция. Четвертая Логика. А.Т.Твардовский и его предательство. Поэма «Василий Теркин». Запретная тема любви в творчестве поэта. «Твардовские» - бойцы, полководцы, патриоты, спортсмены - как правило, с отличным здоровьем, хорошей выживаемостью. В атмосфере «твардовских» большинству людей некомфортно. «Полнота» жизни у «твардовских».
Урок 8. Психический тип «пушкин».ЭФВЛ. Первая Эмоция. Вторая Физика. Третья Воля. Четвертая Логика. А.С.Пушкин. Правда о противоречивом характере поэта. Имена представителей психического типа «пушкин». Как А.Ю. Афанасьев писал страницы о Третьей Воле. Черты характера «пушкиных». Филия «пушкиных» как противостояние, скандалы, «теснота» в общении.
Урок 9. Психический тип по Афанасьеву «лао-цзы».ЛВФЭ. Первая Логика. Вторая Воля. Третья Физика. Четвертая Эмоция. Психотип автора «Синтаксиса любви». Имена представителей психического типа «лао-цзы». Черты характера «лао-цзы». Хранители Мира. Мудрецы. Лао-цзы и его книга. Развитие Третьей Физики у детей. Пара «лао-цзы» -«пушкин».
Урок 10. Парные отношения: полное агапе.Метод психософии как инструмент доброжелательного общения. Владимир Александрович Ганзен «Системные описания в психологии. Замысел книги «Синтаксис любви». Любовь - эволюция. Любовь - сторге. Путь к полноте жизни. Начало отношений полного агапе - очень трудно. Сокращенное издание книги «Синтаксис любви»(2019) как подготовка к прочтению полной версии книги.
Урок 11. Психический тип «эпикур».ФЛЭВ. Первая физика. Вторая Логика. Третья Эмоция. Четвертая Воля. «Эпикуры» редко встречаются среди знаменитостей. Георгий Андреевич Маленков. Философ Эпикур: рациональный материализм. Черты характера «эпикура». Дети –«эпикуры».
Урок 12. Психический тип «сократ».ВЛЭФ. Первая Воля. Вторая Логика. Третья Эмоция. Четвертая Физика. Имена представителей этого типа. Психотип – не судьба. Психотип – судьба. Черты характера «сократов». Философ Сократ. Развитие Третьей Эмоции. В парных отношениях «сократ» создает атмосферу царственности и эмоциональной сдержанности.
Урок 13. Психический тип «эйнштейн».ЛВЭФ. Первая Логика. Вторая Воля. Третья Эмоция. Четвертая Физика. Имена известных людей - носителей этого психического типа. Афанасьев тщательно отбирал информацию при написании этого типа. Черты характера. Эмоционально сложные люди. Трагизм в мироощущении «эйнштейнов». Служение Идее как смысл жизни. Патриотизм. Дети типа «эйнштейн» тяжело переживают семейные ссоры. Улыбка Джоконды. Николай Бердяев.
Урок 14. Верхняя псевдофилия в модели «сократ-эйнштейн».По следам уроков 12 и 13. В этой модели вроде бы ценности одни, а взаимопонимания нет. Со временем партнеры понимают, что ошиблись. Стр. 482-485 в книге «Синтаксис любви». Черты характеров и ценности «сократов» и «эйнштейнов». Не совпадают предпочтения в выборе профессий. Конфликт между результативной Первой Волей «сократа» и процессионной Второй Волей «эйнштейна». Если женщина – «сократ», а мужчина – «эйнштейн» и они супруги, то противостояние по Воле и Логике самое жесткое. Для брака две Третьих Эмоции и две Четвертых Физики –неблагоприятный прогноз.
Урок 15. Психический тип «паскаль».ЛЭВФ. Первая Логика. Вторая Эмоция. Третья Воля. Четвертая Физика. «Догматик», «актер», «мещанин», «лентяй». Стр. 430-434 в книге «Синтаксис любви». Блез Паскаль. Шарль Бодлер. Книга Афанасьева «Великие поэты и писатели». Наиболее трагическое мироощущение у «паскалей». Черты характера. Предпочтения в выборе профессии. Обращение к родителям детей - «паскалей». Мысли - образы Б. Паскаля. Сарказм «паскалей». Незаменимые переговорщики. В парных отношениях редко создают семьи, часто конфликтуют.
Урок 16. Психический тип «чехов».ФВЭЛ. Первая Физика. Вторая Воля. Третья Эмоция. Четвертая Логика. «Собственник», «дворянин», «сухарь», «школяр». Редко встречающийся в России психотип. Национальный психотип англичан. Ценности. Черты характера. Два периода в жизни «чеховых». «Полнота» жизни в понимании «чеховых». Роман А.П. Чехова с Ликой Мизиновой. Творчество А.П. Чехова.
Урок 17. Парные отношения между «чеховым» и «паскалем».Идеальная любовь по Афанасьеву. Итог – любовь - сторге. Первая Физика «чехова» постепенно становится менее прижимистой, Первая Логика «паскаля»- менее догматичной. Важно, что проработка Третьей Эмоции «чехова» и Третьей Воли «паскаля» происходит само собой по причине взаимного воздействия и влияния. Ложь как инструмент самозащиты у «паскаля». Черты характера, ценности «паскаля» и «чехова». Не надо торопиться прерывать этот союз, потому что он встречается достаточно редко и интересен своей спецификой. Необходимо научиться управлять парными отношениями в этой модели.
Урок 18. Психический тип «августин».ЛЭФВ. Первая Логика. Вторая Эмоция. Третья Физика. Четвертая Воля. «Догматик», «актер», «недотрога», «крепостной». Страницы 407-415 в книге «Синтаксис любви» необходимо прочесть очень внимательно. Две новости для родителей детей - «августинов». «Исповедь» Августина Блаженного. Ведомость «августинов»- подростков. Черты характера. Тяга к знаниям и поиск Истины. Предпочтения в выборе профессий. Ч. Дарвин.
Урок 19. Психический тип «бухарин».ЭФЛВ. Первая Эмоция. Вторая Физика. Третья Логика. Четвертая Воля. В России – это довольно распространенный психотип среди населения: повара, водители, продавцы, музыканты, художники, актеры театра и кино… Платон Каратаев в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Дети – «бухарины» трудно усваивают программу российской средней образовательной школы. Николай Иванович Бухарин – экономист, философ, художник, «любимец партии».
Урок 20. «Синтаксис любви» Александра Афанасьева: послесловие.Мои Уроки Психософии – вклад в дело «Фонда научного и творческого наследия Александра Юрьевича Афанасьева». Главная цель этих уроков – преумножить количество вдумчивых читателей книги «Синтаксис любви». Многие перечитывают книгу многократно и с каждым прочтением ее приобретают новые знания. Главная тема книги – тема одиночества. Не достаточно знать только психотип человека для преодоления невежества в разрешении проблематики одиночества. Неверно также говорить о 16 психических функциях ( Первой Воле, Второй Логике, Третьей Физике, например, и т.д.) вне целостного подхода, системности и простоты как методов, которыми пользовался А.Ю. Афанасьев при исследовании типологии личности и прогноза парных отношений. Метод Психософии дает инструмент для изменения своего будущего.
Урок 21. Психический тип «толстой».ВЭФЛ. «Царь», «актер», недотрога», «школяр». Сила жизни, амбиции, масштаб воздействия и влияния на других, мощная потребность в удовлетворении своей социально-персональной значимости – это неполный перечень общего в ценностях «толстых». Важно развивать Третью Физику у детей – «толстых». Черты характера. Имена Великих и известных людей. Склонности к профессиям. Удары по Первой Воле очень опасны. Лев Николаевич Толстой и его дневники. Дневники Софьи Андреевны Толстой. Психотип- не судьба!
Урок 22. Психический тип «газали».ЭВЛФ. Первая Эмоция. Вторая Воля. Третья Логика. Четвертая Физика. «Романтик», «дворянин», «скептик», «лентяй». Владимир Ленский, герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» описан поэтом очень точно как «газали». Ценности и черты характера. Ярко выраженное темноокрашенное мироощущение и поиск Истины. Философ исламского мира Абу Газали. Жизнь Александра Блока, изложенная на страницах книги А.Ю. Афанасьева «Великие поэты и писатели». Склонности к профессиям у людей, носителей психотипа «газали».
Урок 23. Психический тип «платон».ЛФВЭ. Первая Логика. Вторая Физика. Третья Воля. Четвертая Эмоция. «Догматик», «труженик», «мещанин», «зевака». «Платоны» встречаются редко, уверен А.Ю. Афанасьев. Склонности к профессиям. Черты характера и ценности. Философ Платон и его труды. К.Г. Юнг и его типология. Проблематика Воли в науке. Тираничная атмосфера вокруг «платонов». Александр Николаевич Яковлев, идеолог перестройки и гласности в России, о большевизме и фашизме.
Урок 24. Психический тип «бертье».ЛФЭВ. Первая Логика. Вторая Физика. Третья Эмоция. Четвертая Воля. «Догматик», «труженик», «сухарь», «крепостной». Черты характера и ценности «бертье». Склонности к выбору профессий. Генерал Александр Бертье и его предательство. Министр Вячеслав Молотов. Рекомендации для родителей детей – «бертье». По закону Четвертых функций. Ограниченный волевой ресурс в характере «бертье».
Урок 25. Психический тип «пастернак».ЭВФЛ. Первая Эмоция. Вторая Воля. Третья Физика. Четвертая Логика. «Романтик», «дворянин», «недотрога», «школяр». Страницы 334-346 в книге «Синтаксис любви»(2020). Имена известных людей. Склонности к профессиям. Армяне, евреи, цыгане представляют в своем большинстве этот психотип. Черты характера, ценности и увлечения. Амбивалентная Третья Физика. Поддержка «пастернаков» как черта личности и социальная роль. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Отношение к политике «пастернаков». Император Антонин Пий. Обращение к родителям детей - «пастернаков».
Урок 26. Отношения полного агапе: « платон» - «пастернак».Эти отношения - подарок Судьбы! В этих отношениях со временем каждый партнер меняется от худшего к лучшему, становится более гармоничным и самодостаточным. «Пастернак» с Первой Эмоцией становится менее истеричным и ранимым по телесности, а «платон» с Первой Логикой – менее догматичным и ранимым по Воле. Интервью журналиста В.В. Познера Ю. Дудю о своем третьем браке. Книга жены Владимира Высоцкого Марины Влади «Владимир или прерванный полет». Книга актера Георгия Буркова «Хроника сердца». Методологический принцип целостности. Что чувствуют оба партнера в модели «платон» - «пастернак»? Совместная деятельность в первой и второй половине жизни: в чем разница в поведении и поступках супругов? Путь к 25 типу. «Полнота жизни» по Афанасьеву. Мечта автора.
Урок 27. Психический тип «наполеон».ВФЛЭ. Первая Воля. Вторая Физика. Третья Логика. Четвертая Эмоция. «Царь», «труженик», «догматик», «зевака». Имена великих и известных людей, представителей психотипа «наполеон». Черты характера и ценности. Дети – «наполеоны». Император Наполеон. Доктор Святослав Николаевич Федоров и его деятельность как руководителя. Георгий Константинович Жуков и его скандальная книга «Воспоминания и размышления». Тренер по хоккею Анатолий Тарасов. Развод в семье «наполеонов». Склонности к профессиям. Обращение к родителям детей –«наполеонов». Отношения Первая Воля - Первая Воля.
Урок 28. Психический тип «борджа».ФЭЛВ. Первая Физика. Вторая Эмоция. Третья Логика. Четвертая Воля. «Собственник», «актер», «скептик», «крепостной». Страницы в книге: 294-299. Имена известных женщин. Черты характера и ценности в первой и второй половине жизни. Склонности к выбору профессий. Лукреция Борджа. Маршал Иоахим Мюрат. Политики, носители психического типа «борджа».
Урок 29. Психический тип «дюма».ФЭВЛ. Первая Физика. Вторая Эмоция. Третья Воля. Четвертая Логика. «Собственник», «актер», «мещанин», «школяр». Страницы в книге: 252-267. Обращения к родителям детей «дюма». Имена известных людей. Специфика психики «дюма». Писатель Сергей Довлатов и его типология. Откровения Чикатило. Черты характера, ценности и склонности к профессиям. Русский психический тип по Афанасьеву.
Урок 30. Прогноз парных отношений в модели «платон - «сократ».Это деструктивные отношения. Верхний эрос по Воле. Нижний эрос по Физике. Верхняя псевдофилия по Логике. Нижняя псевдофилия по Эмоции. Эрос – это неразрешимые конфликты. Псевдофилия – значит, что нет взаимопонимания (конфликт между результативными и результативными функциями.) Нет защиты Третьих Функций. Нет «полноты жизни» для обоих партнеров. Нет атмосферы творчества. Прогноз неблагоприятный. Что делать? Важно освоить метод Психософии. Детско-родительские отношения «платон»- « сократ». Удары Судьбы по Первой Воле, по Первой Логике очень опасны для развития ребенка.
Урок 31. Психический тип «андерсен».ЭЛВФ. Первая Эмоция. Вторая Логика. Третья Воля. Четвертая Физика. «Романтик», «ритор», «мещанин», «лентяй». Страницы в книге: 310-320. Имена Великих. Мироощущение, черты характера и ценности носителей психического типа «андерсен». Обращение к родителям и специалистам. Склонность к вредным привычкам. Творчество как форма существования. Склонности к выбору профессий. Странности в поведении. Мужчина-«андерсен». Парные отношения в модели агапе очень важны для социально –психологической адаптации «андерсенов». Марина Цветаева и ее «Реквием». Обращение А.Ю. Афанасьева к людям.
Урок 32. Психический тип «руссо».ЭЛФВ. Первая Эмоция. Вторая Логика. Третья Физика. Четвертая Воля. «Романтик», «ритор», «недотрога», «крепостной». Страницы в книге: 357-361. Философ Жан Жак Руссо. Писатель Леопольд Захер Мазох и его эротические романы. Мироощущение, черты характера психотипа «руссо». Сексуальная патология: да или нет? «Исповедь» Ж. Руссо. Быть любимым – главное желание «руссо», начиная с детства. Ценности «руссо» и законы нравственности. Склонности к видам деятельности и увлечениям.
Урок 33. Психический тип «ленин».ВЛФЭ. Первая Воля. Вторая Логика. Третья Физика. Четвертая Эмоция. «Царь», «ритор», «недотрога», «зевака». Страницы в книге: 273-280. Владимир Ленин. Михаил Горбачев. Психотип «ленин» крайне редок. У меня сын и дочь имеют психотип «ленин». Черты характера, ценности. В споре - всегда победители по форме, а не по содержанию. Магия волевого воздействия и ораторского искусства. Девочка – «ленин», это человек с внутриличностным конфликтом от рождения. Мальчик – «ленин» нуждается в особых условиях развития. Обращение к родителям детей - «лениных». Склонности к профессиям. Отношения «ленин» - «бухарин». Специфика переживания утраты человеком- носителем психотипа «ленин». Если в семье женщина «ленин»…
Урок 34. Психический тип «аристипп».ФЛВЭ. Первая Физика. Вторая Логика. Третья Воля. Четвертая Эмоция. «Собственник», «ритор», «мещанин», «зевака». Страницы в книге: 347-356. Иосиф Сталин. Фидель Кастро. Томас Гоббс. Самые опасные люди, по мнению А.Ю. Афанасьева. Ценности, черты характера «аристиппов». Гении и титаны интеллектуального общения. «Полнота жизни» у «аристиппов». Нежелательные модели парных отношений. Модель «аристипп» - «газали». Философия гедонизма Аристиппа. Обращения к родителям детей «аристиппов». Курс «Светской этики» необходим (Далай Лама).
Урок 35. Психический тип «ахматова».ВЭЛФ. Первая Воля. Вторая Эмоция. Третья Логика. Четвертая Физика. «Царь», «актер», «скептик», «лентяй». Страницы в книге: 363-379. Около 30 имен известных людей назвал автор в книге. Черты характера, ценности, вкусы и предпочтения. Склонности к видам профессиональной деятельности. Анна Ахматова и ее ярко выраженное темноокрашенное мироощущение. «Ахматовы»- танки», - пишет А.Ю. Афанасьев. Из автобиографического очерка «О себе» А.Ю. Афанасьева об опыте общения с женщинами -«ахматовыми». Адольф Гитлер и миф о нем. Концепция А. Гитлера о взаимосвязи времени суток и эффективности влияния волевого воздействия на толпу. Вне парных отношений нет точного понимания психотипа по Афанасьеву. Дети - «ахматовы» очень непослушны и коварны. Рекомендации для родителей детей – «ахматовых». Специфика экстраверсии как свойства личности «ахматовых».
Урок 36. Психический тип «гете».ФВЛЭ. Первая Физика. Вторая Воля. Третья Логика. Четвертая Эмоция. «Собственник», «дворянин», «скептик», «зевака». Страницы в книге: 380-391. Иоганн Вольфранг Гете. Император Диоклетиан. Президенты США Джордж Вашингтон и Рональд Рейган. Царь Александр II. Канцлер Гельмут Коль. Президент Борис Ельцин. Скульптор Генри Мур и его язык тела. Черты характера, ценности, склонность к видам профессиональной деятельности. Отношение к власти и стиль жизнедеятельности. Дуэль и гибель М.Ю. Лермонтова (психотип «ахматова», психотип Н.С. Мартынова – «гете») с типологической точки зрения. Обращение к родителям детей - «гете».
Урок 37. Первые итоги.Задачи учебного курса выполнены. Во-первых, поговорили на языке Афанасьева. Во - вторых, использовали холистический подход при изучении человека с типологической точки зрения. В - третьих, решили задачу привлечь слушателей разнообразной оригинальной информацией из жизни известных людей и заинтересовать книгой «Синтаксис любви». О пользе Психософии. Обращение к последователям идеи Психософии Александра Афанасьева: ждем вас для работы в команде «Фонда научного и творческого наследия Александра Юрьевича Афанасьева» http://psychosophy.ru