Функции в Психософии представляют собой опорную архитектуру психики. Каждая из них играет уникальную роль в восприятии мира и взаимодействии с ним, формируя личность и определяя как внутренние переживания, так и внешние проявления.
Является основополагающей чертой личности, которая ведёт и направляет человека на протяжении жизни, определяя его ключевые силы и приоритеты. Она является самой сильной, типичной и важной стороной нашей натуры, нашим главным инструментом для выживания. Это фундамент психотипа, на котором строятся все остальные Функции. Основные её характеристики: результативность, ранимость и доминирование по энергии — примерно 50% энергии всего психотипа сосредоточено в 1-й Функции.
Эта Функция наиболее выражена и заметна в поведении человека, поэтому её называют "визитной карточкой". Ее мы часто первым делом замечаем в человеке, внешне, а также при общении с ним. Она формулирует его личную цель, смысл жизни и систему ценностей. Человек в значительной степени идентифицирует себя и окружающий мир через свою 1-ю Функцию, делая её отправной точкой своего мировоззрения. Если сравнивать психотип с подзорной трубой, вначале идет призма 1-й Функции и только затем идут все остальные.
1-я Функция является наиболее осознаваемой стороной личности, и человек активно её использует. Он склонен брать на себя инициативу и доминировать в сферах, которые охватывает эта Функция, стремясь стать лучшим в этой области. Человек ощущает себя прирожденным экспертом, будь то умозрение, чувства, физическая сила или лидерство.
Это основное оружие человека в любых конфликтах, будь то семейные споры или жизненные трудности. 1-я Функция всегда включается первой как реакция на угрозу: 1-я Физика отвечает физической силой, 1-я Логика анализирует и находит решение, 1-я Эмоция взрывается эмоционально, а 1-я Воля подавляет своей энергией.
В любви каждая 1-я Функция проявляется по-своему: 1-я Логика стремится впечатлить интеллектом, 1-я Физика демонстрирует силу, достаток и внешний вид, 1-я Эмоция окружает романтикой и творческим выражением, а 1-я Воля просто решает всё за двоих.
Однако у этой сильной Функции есть и недостатки. Она может быть громоздкой и чрезмерной, наподобие слона в посудной лавке. Например, человек с 1-й Эмоцией может быть склонен к истерикам, для него важны только его собственные чувства. С 1-й Логикой человек может быть занудой, не признающим других точек зрения. Обладатель 1-й Физики может быть жадным и агрессивным, зацикленным на материальных вещах. С 1-й Волей человек склонен подавлять других, навязывая свою волю и игнорируя мнения окружающих.
Критика или пренебрежение воспринимаются по 1-й Функции особенно болезненно, так как она тесно связана с самооценкой(эго) человека. Её можно сравнить с кувалдой — грубым, но мощным инструментом, который эффективен для разрушения стен. Но в жизни часто требуется часовая отвертка для починки тонких механизмов. Здесь 1-я Функция плохо справляется с работой.
Тем не менее, с правильным подходом можно научиться управлять этой силой.
Это самая сбалансированная и здоровая часть нашей натуры, считающаяся образцовой. 2-я Функция — помощница человека во всем: она не определяет цели, но является ключевым инструментом для их достижения. Она остается в тени, не привлекая внимания ни со стороны окружающих, ни самого человека, при этом давая все необходимые ресурсы.
Основные её характеристики: процессионность, не травмируемость и баланс по энергии — примерно 25% энергии всего психотипа сосредоточено во 2-й Функции.
В отличие от 1-й Функции, Вторая умеет слушать других, коммуницировать, и проявляется ровно настолько, насколько это необходимо. Она никогда не бывает чрезмерной или слабой.
Например, лучшие актеры часто имеют 2-ю Эмоцию. Они умеют плакать или смеяться по необходимости, а между этими состояниями может пройти всего две секунды. 2-я Логика позволяет быть лучшим логиком, обладать шахматным мышлением, поскольку не стремится доминировать, а скорее слушает и ведет диалог: "Интересно ваше мнение, давайте обсудим." В то время как 1-я Логика больше заявляет о своей исключительности, Вторая находит рациональные решения, поддерживая взаимодействие.
2-я Воля — это человек, которого трудно сломать или согнуть, но при этом он не давит на других. 2-я Физика придает человеку жизнеспособность, трудолюбие и энергию — это те, кто стабильно и долго может работать, не ощущая усталости.
Наиболее популярное сравнение 2-й Функции с рекой, такой как Волга, которая бесконечно течет, и мы уверены, что она никогда не иссякнет. Так и эта Функция — никогда не подводит, даже в самые трудные периоды жизни.
В отличие от яркой 1-й Функции, которая проявляется как ядро личности, Вторая действует мягко и незаметно, поддерживая и дополняя жизненные процессы. Её процессионность и сила позволяет ей быть гибкой, улавливать баланс между собой и окружающим миром. Она часть психики, создающая гармонию.
Самая несбалансированная и болезненная, но одновременно перспективная часть нашей психики. У каждого человека есть область, в которой он с детства чувствует себя недостаточно успешным, сравнивая себя с окружающими и считая, что ему «не повезло» в этой сфере. Это порождает неуверенность в себе, комплексы неполноценности, обиды, а также становится источником желания учиться у тех, кто более успешен в этой области. В этой зоне зарождаются наши внутренние конфликты, дискомфорт и ощущение нереализованности.
Основные её характеристики: сверхпроцессионность, ранимость и дефицит по энергии — примерно 15% энергии всего психотипа сосредоточено в 3-й Функции.
3-я Функция формирует корень большинства наших страхов и комплексов. Например, если у человека 3-я Логика, он будет сомневаться в своих умственных способностях и компетентности. Если 3-я Эмоция, он будет не уверен в своей способности выражать чувства, в раскованности и открытости. 3-я Воля приводит к страхам недостаточного уважения и признания. 3-я Физика заставляет человека сомневаться в своей внешности, мужественности или достаточности материальных благ.
Эти сомнения вызывают у нас постоянный страх удара по этой стороне: 3-я Логика боится обвинений в глупости, 3-я Физика — физического насилия или унижений, 3-я Воля — недооценки, а 3-я Эмоция — истерик и эмоциональной нестабильности. Мы всегда находимся в состоянии внутренней борьбы, пытаясь защитить эту часть своей личности, скрывая ее под масками и защитными реакциями.
Хотя 3-я Функция кажется слабой, она обладает огромным потенциалом для развития. Она постоянно требует подтверждения своей ценности, заставляя человека стремиться к самосовершенствованию. Это отличает ее от 1-й и 2-й Функций, которые более устойчивы. Например, люди с 3-й Физикой часто интенсивно занимаются спортом, чтобы доказать себе и другим свою физическую силу и привлекательность. Те, у кого 3-я Логика, постоянно учатся и стремятся расширять свои знания. 3-я Эмоция делает людей более чувствительными и творческими, порождая изящные формы искусства и музыки. С 3-й Волей человек мотивирован добиться успеха в любых областях.
Таким образом, 3-я Функция, хотя и является источником неуверенности, служит движущей силой нашего личностного роста. Те, кто учатся принимать и работать с этой Функцией, способны достигать значительных высот в тех сферах, где когда-то чувствовали себя уязвимыми.
Дремлющая часть психики, которая проявляется как спокойная и отстранённая. Человек не придаёт ей особого значения и не испытывает от природы потребности развивать её. Именно поэтому эта Функция не вызывает внутреннего напряжения и легко адаптируется к внешним обстоятельствам.
Основные её характеристики: результативность, не травмируемость и резерв по энергии — примерно 10% энергии всего психотипа сосредоточено в 4-й Функции.
Для человека по ней собственные предпочтения не столь важны, и он склонен следовать внешним влияниям, то есть ориентироваться на других. Например, у человека с 4-й Эмоцией отсутствует яркая эмоциональная реакция, и он может легко подстраиваться под настроение окружающих, не уделяя своим эмоциям большого внимания. Точно так же у человека с 4-й Физикой не возникает сильного интереса к состоянию своего тела; он склонен следовать общественным нормам и стандартам, но не делая это приоритетом своей жизни.
4-я Функция выполняет скорее адаптивную роль, позволяя человеку гибко реагировать на внешние требования, но без особого энтузиазма. В силу своей незначительности, она не требует от человека значительных усилий или выполнения целей. Например, человек с 4-й Логикой может не иметь ярко выраженных интеллектуальных амбиций, но будет справляться с необходимыми задачами, опираясь на чужие мнения или рекомендации.
С 4-й Функцией связан большой объем стресса по жизни человека, потому что она обладает малой энергоемкостью и выматывается от постоянных нагрузок.
Интересной особенностью 4-й Функции является её склонность к «отключению» в стрессовых или экстремальных ситуациях. Например, человек с 4-й Физикой может терять контроль над своим телом в кризисных моментах, а человек с 4-й Логикой — утрачивать способность ясно мыслить. Однако это может быть как недостатком, так и преимуществом: например отсутствие сильной эмоциональной реакции у людей с 4-й Эмоцией может помочь сохранять хладнокровие в ситуациях, требующих самообладания, как это было, например, у великих военачальников, таких как Александр Македонский и Наполеон.
Таким образом, 4-я Функция является своеобразной «нейтральной зоной» в психике человека. Она присутствует, но не играет центральной роли в его жизни. Человек использует её лишь по необходимости, легко и необычно, но не получая от этого большой мотивации.