Все авторские работы

Практическое исследование генерализованности волевых
качеств характера

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа является логическим продолжением содержания первой курсовой работы. Первая курсовая работа посвящена си-стематизации волевых качеств характера в теоретическом плане и после-дующей разработке методики исследования генерализованности волевых качеств характера (методики «ГВК»). В данной работе мы на практике апробируем методику «ГВК». Актуальность данной практической рабо-ты в условиях конкуренции на рынке труда очевидна: при конкурсном от-боре кандидатов на руководящие должности важен не только высокий образовательный и профессиональный ценз соискателей, но и выражен-ность волевых качеств в их характере, черты личности, обусловленные типом характера.

В качестве испытуемых была исследована группа лиц в количестве 24 человек (мужчин - 12, женщин – 12) , в возрасте от 28 до 45 лет, соис-кателей на руководящие должности в две компании малого бизнеса в го-роде Москве на конкурсной основе в 2014 году.

Цель исследования: апробировать на практике разработанную нами пси-ходиагностическую методику исследования генерализованности волевых качеств характера («ГВК»), сравнить ее с четырьмя другими методиками (ШСВ, ШН, ТУС, ЛАК), обсудить ее валидность, надежность, простоту и эффективность в использовании с точки зрения временных и интеллек-туальных затрат.

Объектом исследования является характер человека, предметом – воле-вые качества в структуре характера и их в генерализованность.

Под генерализованностью волевых качеств характера человека понимает-ся наличие, устойчивость и широта проявления в различных жизнен-ных ситуациях и видах деятельности целеустремленности, смелости, ре-шительности, настойчивости, упорства, напористости, уверенности в себе, самообладания, силы воли и других волевых качеств характера.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что методика «ГВК» позволяет эффективно и быстро исследовать генерализо-ванность волевых качеств характера мужчин и женщин трудоспособного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решить следующие задачи:

Теоретическую основу исследования составили теоретические положения по проблеме психологии воли И.М.Сеченова, Л.С. Выготского, А.Ф.Лазурского, В.И.Селиванова, А.Ц. Пуни, М.Я. Басова, А.Н. Леон-тьева, А.В. Запорожца, П.А. Рудика, Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.С. Мерлина, В.А. Иванникова, Б.Н. Смирнова, П.В. Симонова, Г.Г. Кравцова, Б.А. Вяткина и других. Особенности про-явления волевых качеств в характере разработаны в трудах Е.П. Ильи-на[8,9,10], В.А. Иванникова [7], В.К. Калина [11], Т.Л. Романовой[14], В.В. Столина [16], Д.А. Леонтьева [13], А.В. Родионова [16] и других.

В работе использовался следующий комплекс методов.

Исследование было проведено в период с 25. 01.14 по 25.11. 2014г.г. и включало в себя три этапа:

Научная новизна проведенного исследования заключается в обос-новании нового понятия генерализованности волевых качеств характера, систематизации теоретических представлений о подходах и направлениях исследования феномена воли с точки зрения мало известного в психоло-гической науке типологического метода А.Ю. Афанасьева [3], разработке и апробации новой методика «ГВК» для изучения выраженности волевых черт характера.

Теоретическая значимость исследования. В работе предложен новый подход к систематизации волевых качеств характера на основе психотипологии А.Ю.Афанасьева; предложена новая типология характе-ра, дана классификация стилей управления в менеджменте на основе четы-рех типов характера, предложена новая единица измерения генерализо-ванности волевых качеств характера человека.

Практическая значимость работы состоит в исследовании структуры волевых качеств соискателей на руководящие должности компаний малого бизнеса на основе предложенной методики «ГВК», которая позволила вы-делить критерии генерализованности волевых качеств характера.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, содержащего 28 наименований и 3 прило-жений.

ГЛАВА 1. Методы изучения волевых качеств характера

1.1. Понятие генерализованности волевых качеств характера человека.

Под генерализованностью (лат. generalis - общий, главный) волевых качеств характера человека нами понимается наличие, устойчивость и широта их проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности. Это также важный показатель индивидуально-типологических особенностей человека.

В первой курсовой работе мы проанализировали некоторые существую-щие классификации волевых качеств характера человека и по- новому их систематизировали, сформулировали основные подходы к измерению этих качеств, предложили новую единицу измерения их проявления в раз-личных жизненных ситуациях и видах деятельности. Также в первой кур-совой работе сделали вывод о том, что подходы разнятся, волевые каче-ства исследуются различными способами [Приложение 2], систематизация волевых качеств у авторов своя. Нами был предложен новый подход и новая типология характера , рабочее название которой – «характер с Первой волей, характер со Второй волей, характер с Третьей волей и ха-рактер с Четвертой волей» как совокупностью, сочетанием или комбина-цией определенных волевых черт характера в каждом типе характе-ра[Приложение 2]. Предложенный новый подход опирался на малоиз-вестный в психологической науке метод А.Ю. Афанасьева [3], изложен-ный автором в работе «Синтаксис любви»[1] и использована его термино-логия.

Анализируя суть волевого акта и волевого процесса, можно сделать вывод о том, что сущность волевого действия зависит от генерализованности - наличия, устойчивости и широты проявления таких качеств характера как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упор-ство, самостоятельность и инициативность, самообладание и выдержка и других, зачастую прямо противоположных им волевых качеств характе-ра. Возьмем за основу этот перечень волевых качеств и будем опериро-вать им в контексте их генерализованности.

Целеустремленность – умение человека подчинять свои действия по-ставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивацион-но – волевым качеством характера, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую – умение личности руководствоваться во всей своей жиз-недеятельности определенными принципами и идеалами; и целеустремлен-ность оперативную – умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Волевое качество характера, противоположное целеустремленности, назовем нецелеустремленность. С точки зрения генерализованности волевых качеств характера нецеле-устремленность по сравнению с целеустремленностью следует понимать как наличие, устойчивость и широту ее проявления в различных жиз-ненных ситуациях и видах деятельности. То есть это противоположное це-леустремленности волевое качество характера человека. Аналогично бу-дем рассуждать и в дальнейшем относительно решительности и смелости, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативности, самооб-ладания и выдержки.

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа акту-ализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, вы-ступает решительность – умение принимать и претворять в жизнь обос-нованные решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Заметим, что генерализо-ванность решительности по- разному проявляется в различных ситуациях. Своевременно принять решение – значит принять решение в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительность проявляется при реа-лизации поставленной цели – для решительных людей характерен быст-рый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выпол-нению действия. Качествами, противоположными решительности, высту-пают нерешительность, импульсивность и противоречивость.

Существенной предпосылкой решительности является смелость – умение противостоять страху и идти на риск для достижения своей цели.

Важнейшими характеристиками этапа исполнения деятельности является настойчивость и упорство. Настойчивость и упорство – умение челове-ка мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются пе-ред неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимания на упре-ки или противодействия других людей.

От настойчивости и упорства следует отличать упрямство – каче-ство личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему разуме-нию, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Самостоятельность как качество характера проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать сове-ты и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят про-блему и, исходя из нее, ставят перед собой цель. Обычно такие люди ак-тивно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации.

Инициативность – способность человека работать творчески, пред-принимая действия и поступки по собственному разумению. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне.

Самообладание – способность человека сохранять внутреннее спо-койствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуа-циях.

Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, меша-ющие осуществлению принятого решения. Выдержка это способность по-стоянно контролировать свое поведение. Часто бывает трудно удержаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Вы-держанный человек всегда сумеет выбрать уровень активности, соответ-ствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечивает успех в достижении поставленной задачи.

Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности являет-ся настойчивость, или упорство. Настойчивость, или упорство – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с труд-ностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останав-ливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внима-ния на упреки или противодействия других людей.

От настойчивости следует отличать упрямство – качество характера, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным до-водам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Выводы к параграфу 1.1.

1.2. Основные подходы к измерению волевых качеств.

Известны десятки разработанных методик, измеряющих конкретные во-левые феномены. Большинство практикующих психологов отдает предпо-чтение следующим психодиагностическим методикам, например, НЭП, 13PF E, ШМВ, ШПА, ШСВ, ШН, ОФДСИ, ВСК, МИС, ТМ, САТ, ТУС, ОСВ, ЛАК, 16PF A, PTS и другим. [Приложение 3].

Традиционно создавались методики, исследующие эмоционально - воле-вую сферы личности. При таком подходе не всегда прослеживается связь между волевой и другими формами психической деятельности. Исследо-вание волевых качеств объединяется с эмоциями в эмоционально-волевой блок, следуя вековой традиции психологической науки. Имеются различ-ные мнения по поводу того, какие конкретно волевые качества характера измеряются с использованием разработанных методик.

Например, Е.П. Ильин пишет: « Вопрос сводится к тому, что же пытают-ся измерить – волевое усилие, абстрактную «силу воли» или нечто другое, что обозначают как конкретное волевое проявление при преодолении спе-цифического затруднения, т.е. волевое качество» [Ильин, 2011, с.255].

В.А. Иванников считает, что измеряют волевое усилие и подчеркивает, что методы его измерения изучены слабо. Он пишет: « Много работ было посвящено разработке методов измерения волевых усилий, но результаты оказались достаточно скромными. Полученные по разным методикам ре-зультаты часто не коррелируют друг с другом, лабораторные измерения не коррелируют с жизненными наблюдениями, нет четкой корреляции ре-зультатов по способностям к волевым усилиям в разных видах деятельно-сти, не найден удобный и надежный метод количественного измерения во-левого усилия» [Иванников, 1998, с.49].

Многолетняя полемика среди ученых по вопросу о том, что пытаются измерить психологи, на сегодняшний день актуальна. Большинство разработанных методик направлено на измерение конкретных волевых качеств характера. Е.П. Ильин подчеркивает очень важный момент в понимании проблемы измерения волевых качеств характера следующим образом: «Волевое усилие – хотя и необходимая, но лишь одна составляющая в структуре волевых качеств (проявлений). Выраженность же последних определяется многими факторами: устойчивостью мотивационных установок на достижение успеха, нравственными принципами человека, его нейродинамическими и личностными особенностями, эмоциями, энергетическим потенциалом» [Ильин, 2011, с.257]. Е.П. Ильин обозначил проблему генерализованности волевых качеств в характере и поставил задачу выявления постоянных факторов, « обусловливающих стабильный уровень проявления того или иного волевого качества». [Ильин, 2011,с.257]. Мы называем эти факторы как «первая, вторая, третья, четвертая воля» в характере человека. [Приложение 2].

Таким образом, предложенное нами понятие генерализованности волевых качеств характера и разработанная методика их исследования (методика «ГВК») являются закономерным этапом в исследовании проблематики воли психологами.

Говоря о важных вехах в истории изучения проблематики воли в психологической практической науке отметим работы М.Н. Ильиной [12], И. П. Петяйкина [18], которые показали, что имеется тесная корреляция между проявлениями одного и того же волевого качества в разных ситуациях c учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов. Это позволяет нам утверждать, что генерализованность волевых качеств характера – постоянный параметр характера человека и классификация на 4 типа характера по методу А.Ю. Афанасьева[3] является верной. [Приложение 2].

Говоря об объекте измерения феномена воли, В.А. Иванников предлагает сузить изучаемый феномен до так называемого волевого усилия, понимая под этим термином психическое и физическое напряжение человека по преодолению возникшего затруднения. [9, с. 66].

На наш взгляд, такое сужение понимания феномена воли ошибочно. Используя типологический метод А.Ю. Афанасьева[3], можно точнее измерить широту и выраженность волевых качеств в характере. Сужение необходимого количества исследуемых форм психической деятельности ( в терминологии Афанасьева - психических функций, меньше не имеет смысла, - воли, эмоции, логики, физики) до четырех дает основание для идеи исследования в теоретическом и практическом плане генерализованности и взаимообусловленности волевых качеств в характере и структуре личности.

Выводы к параграфу 1.2.

1.3. Трудности в измерении волевых качеств характера.

Известен ряд трудностей в измерении волевых качеств характера ис-пытуемых, на которые обратили внимание еще в 70-ые годы 20 века со-ветские спортивные психологи. Сформулируем некоторые из них.

Первая трудность заключается в ответе на вопрос: «А что и как мы изме-ряем?» Если нет единой классификации, подходы разнятся, продолжается полемика среди ученых, что же следует измерять? И существует ли еди-ница измерения?

Например, В.К. Калин в работе «Эмоционально-волевая регуляция пове-дения и деятельности» пишет о проблеме классификации волевых качеств и трудностях измерения их так: «Решение проблемы классификации воле-вых качеств возможно только с позиций системного подхода и представле-ния об интегральности, многоуровневости и динамичности организации психической регуляции».[13,с.175].

Е.П. Ильин в работах «Психология воли» и «Психология спорта» так же обратил внимание на трудности в изучении волевых качеств. Во-первых, потому, что степень волевой напряженности не соответствует ее эффективности (высокая напряженность не всегда совпадает с высокой эф-фективностью). Во – вторых, ранжирование испытуемых по степени воле-вого проявления, по сути, проявления выраженности волевых качеств, становится возможным только при наличии у всех обследуемых положи-тельного отношения к поставленному заданию и при их стремлении до-стичь максимального результата. В качестве комментария к этим важным замечаниям добавим, что наши испытуемые как раз были мотивированы и очень позитивно настроены на получение максимально эффективного ре-зультата в ситуации беседы с психологом, анкетирования, тестирования и экспертной оценки в контексте конкурсного отбора.

Е.П. Ильин отмечает и другие трудности в диагностике волевых ка-честв. Он пишет: «Поскольку эмоции и воля большей частью тесно связа-ны между собой, перед исследователем возникает нелегкая задача найти пути для измерения степени выраженности силы воли в отдельности от степени выраженности у человека положительного или отрицательного эмоционального фона». [Ильин, 2011, с. 255].

Существует еще одна трудность в диагностике выраженности воле-вых качеств испытуемых: одни из них склоняются к переоценке своих ка-честв, а другие – к недооценке. Это означает то, что велика вероятность искажения самооценки испытуемым степени развития волевой сферы свое-го характера.

И еще необходимо отметить следующую трудность.

В ряде случаев, психодиагностика некоторых волевых качеств характера человека требует организации сильного мотива, например, в соревнова-тельной или спортивной деятельности, при устройстве на престижную ра-боту на конкурсной основе. Здесь возникает вопрос – как создать одина-ковую у всех испытуемых силу мотива и как зафиксировать эту силу? На наш взгляд, это чрезвычайно трудно. Если же ситуация создана, здесь, од-нако, тоже возникает трудность в объяснении получаемых результатов: за счет чего возросла терпеливость, решительность, смелость – за счет воле-вого компонента или эмоционального всплеска, приводящего к росту об-щей активации, или за счет включенности всего комплекса психических функций (в терминологии Афанасьева-воли, логики, эмоции, физики)? Или за счет особой организации механизма межфункциональных связей психики человека [Выготский, 6]? В своей психотипологии А.Ю. Афана-сьев об этом пишет в разделе «Введение в психософию»[1, с. 20].

Таким образом, вопросов, которые требуют ответа по нашей проблеме трудности в изучение волевых качеств характера, очень много. Это объяс-няется, отчасти, чрезвычайно трудной проблематикой феномена воли. Ес-ли ученые более 2000 лет назад сформулировали эту научную проблему, то решить ее должны психологи 21 века. Для многих волевых проявлений, например, таких как неконфликтность, ведомость, леность, неуверенность и другие сложные волевые качества, методики разработаны в очень ма-лых количествах, поэтому перед исследователями генерализованности во-левых качеств характера стоит еще много методических задач.

Выводы к параграфу 1.3.

1.4. Методы изучения волевых качеств.

Изучение волевых качеств характера (личности) предполагает ком-плекс методов, включающих:

Первый и второй способы относятся к неэкспериментальным мето-дам, а третий - экспериментальный метод.

Все методы изучения генерализованности волевых качеств характера условно можно разделить на экстенсивные и экспериментальные, то есть, на естественные и лабораторные. Глубокое и адекватное изучение генера-лизованности волевых качеств характера требует сочетания обозначенных методов.

В основе экстенсивных методов лежит наблюдение за поведением субъекта в естественных условиях, анализ его действий и поступков и их оценка. Метод наблюдение сочетается с беседой, интервью, анкетировани-ем, опросом (использование самооценок). Применение этих методов в сумме в большинстве случаев позволяет определить особенности волевой сферы испытуемого, сделать первые предположения о степени выражен-ности волевых качеств и типе характера. Здесь возможно искажение ре-зультатов из-за переоценки или недооценки у себя того или иного каче-ства. Это искажение в самооценке может быть интерпретировано, во–первых, особенностями характера в контексте психотипологии Афанасье-ва[1]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо одновременно протестировать испытуемого на предмет определения его психотипа (по Афанасьеву). [Приложение № 1].

И во-вторых, искажение в самооценке связано с различиями в пони-мании испытуемыми одного и того же личностного качества или качества (волевого, эмоционального и других) характера. Как показывают исследо-вания Т.А. Атаева, Д.Г. Ребизова, Е.С. Махлах, И. А. Раппопорт, А.Л. Ле-бедева были « выявлены большие различия в понимании подростками од-ного и того же волевого качества» [11, с.259] И далее: « Е. С. Махлах и И. А. Раппопорт [1976] использовали для получения самооценок 15-балльную шкалу. По ней школьники старших классов оценивали выра-женность у себя целеустремленности, решительности, настойчивости, са-мообладания и мужества. Между всеми этими самооценками обнаружены очень тесные корреляции, что свидетельствует об обобщенности давав-шихся самооценок, отсутствии дифференцировки проявления силы воли в различных ситуациях»[11, с. 259].

Таким образом, субъективизм метода самооценок очевиден, но яв-ляется хорошей подсказкой в практическом исследовании генерализованн-ности волевых качеств характера.

Использование различных опросников – другой способ исследова-ния волевых качеств характера.

Они включают ответы на вопросы о том, как ведет себя опрашиваемый в той или иной (указанной в опроснике) ситуации. Здесь суждение о развитости того или иного волевого качества выносится по частоте проявления этого качества в различных ситуациях, т. е. как ведет (или как вел) себя человек в той или иной воображаемой ситуации. Этот способ выявления уровня развития того или иного волевого качества, с нашей точки зрения, более объективен. В нашем случае это опросник на выявление целеустремленности [Приложение №1].Во многих случаях оценка волевой сферы человека этим способом ближе к истине, но вероятность ошибки присутствует. Скорее всего, причина кроется в разной мотивированности испытуемых при участии в анкетировании, тестировании и других экстенсивных методах изучения генерализованности волевых качеств характера (здесь важна роль практикующего психолога, психодиагноста).

Для полноты исследования экстенсивным путем возможно и необходимо использовать метод экспертных оценок - мнение и индивидуальную оценку отдельных экспертов, лучше нескольких, независимых друг от друга.

Надо отметить, что субъективный подход оценки волевой сферы бывает продуктивным, если эксперт хорошо знает оцениваемого, общается с ним уже несколько лет и видел его поведение в различных ситуациях. Поэтому дать оценку того или иного волевого качества другого человека может не каждый. Отсюда следует, что основное внимание надо уделять разработке объективных экспериментальных методов диагностики степени развития волевых качеств.

Экспериментальная диагностика генерализованности волевых качеств характера возможна в ситуации встречи с психологом при приеме на работу. Это, так называемый, естественный эксперимент. В этом смысле от соискателя требуется и самообладание, и выдержка, и целеустремленность, и вдумчивость и владение собой, и гибкость в мышлении, и искренность. Он проявляет себя с лучшей стороны. Преимущество такого естественного эксперимента перед другими методами состоит еще и в том, что в данном случае имеется возможность точно учитывать влияние условий на психическое состояние, психическое проявление индивидуально - типологических черт характера, раскрывать их причины, повторять опыт и накапливать необходимые факты.

Как отмечал А. И. Высоцкий, создать экспериментальную ситуацию, в которой более или менее одинаково выражались бы многие стороны воли, пожалуй, очень трудно. [11, c.336].

1.5. Выводы.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

Глава 2. Исследование генерализованности волевых качеств характера соискателей на руководящие должности в бизнесе.

2.1.Программа эмпирического исследования.

Программа эмпирического исследования представляет собой комплекс 7 психодиагностических методик, состоящих из новой (которую следует апробировать - методики «ГВК»), известных 4 стандартизированных методик: «Методики самооценки силы воли» (ШСВ), «Шкалы оценки настойчивости» (ШН), «Теста уверенности в себе» (ТУС), методики «Личная агрессивность и конфликтность» (ЛАК), и теста Афанасьева ( для дополнительных исследований).

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что методика «ГВК» позволяет эффективно и быстро исследовать генерализованность волевых качеств характера мужчин и женщин трудоспособного возраста. Время обследования испытуемого – 10 минут.

При создании методики «ГВК» мы провели теоретический анализ понятия воли и структуры волевых качеств характера, систематизировали основные волевые качества, обобщили существующие методики диагностики выраженности волевых качеств характера.

Также мы провели семантический анализ 15 психодиагностических методик, т.е. сопоставили, систематизировали содержательную часть диагностики волевых качеств характера с использованием разных авторских индикаторов и выделили относительно независимые показатели, по которым можно протестировать несколько групп испытуемых разных профессий. Время обследования одного испытуемого – 10 минут. Мы создали экспериментальную ситуацию, в которой более или менее одинаково выражались волевые качества характера – эта ситуация собеседования при конкурсном отборе соискателей, кандидатов на руководящие должности в среднем бизнесе. В качестве испытуемых была исследована группа лиц в количестве 24 человек (мужчин - 12, женщин – 12) , в возрасте от 28 до 45 лет, соискателей на руководящие должности в две компании малого бизнеса в городе Москве на конкурсной основе в 2014 году. Все они имеют одно или 2 высших образования.

Соискателям при собеседовании предлагается следующие 4 стандартизированные методики: «Методика самооценки силы воли» (ШСВ), «Шкала оценки настойчивости» (ШН), «Тест уверенности в себе» (ТУС), методика «Личная агрессивность и конфликтность» (ЛАК). Источник - компьютеризированная программа Psychometric Expert (версия 2011 года). Эти четыре методики даются для сравнения с апробируемой методикой «ГВК».

В программу исследования генеразизованности волевых качеств характера предложена методика «ГВК» и тест на определение психотипа по Афанасьеву для дополнительных исследований по запросу работодателя.

2.2. Методы исследования.

Беседа, опрос, анкетирование, тестирование.

Краткое описание методик.

1.ШСВ - шкала самооценки силы воли.

Тип методики: опросниковая стандартная.

Шкал 1. Стимулов -15. Вариантов ответа - 3.

Направленность: эмоциональноволевая сфера. Методика предназначена для обобщенной характеристики силы воли. Время обследования испытуемого – 10 минут.

Автор – разработчик: Обозов Н.Н.

Литер. источник: Практикум по возрастной психологии ( Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко) 2005, с. 532.

1. ШН - шкала оценки настойчивости.

Тип методики: опросниковая стандартная.

Шкал-1. Стимулов- 18. Вариантов ответа-2.

Направленность: эмоциональноволевая сфера. Время обследования испытуемого – 10 минут.

Авторы: Ильин Е.П., Фещенко Е.К. Литер. источник: Практикум по возрастной психологии ( Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко) 2005, с. 534-535.

2. ТУС - тест уверенности в себе.

Тип методики: опросниковая стандартная.

Шкал-3.Стимулов-30.Вариантов ответа -3. Направленность: отдельные аспекты личности, эмоциональноволевая сфера. Время обследования испытуемого – 15 минут.

Автор – неизвестен.

Методика направлена для экспресс - оценки уверенности в себе. Литер.источник: Колесникова З.А. Штефан Е.Ф. Психокоррекционная программа «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы». Москва,PRI, 2008 с.56-59

3. ЛАК – методика «Личная агрессивность и конфликтность».

Шкал -11. Стимулов-80. Вариантов ответа - 2.

Направленность: эмоционально-волевая сфера, сфера межличностных отношений. Время обследования испытуемого – 30 минут.

Автор-разработчик: Ильин Е.П., Ковалев П.А.

Автор-адаптации: Ильин Е.П., Ковалев П.А.

Автор компьютеризации: Васищев А.А.

Краткое описание методики: методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Литер. источники:1.Диагностики эмоционально-нравственного развития. /Ред.и сост. И.Б. Дерманова -СПб., 2002 с.142-146 .2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2000, с 401-405.

4. ГВК – методика исследования генерализованности волевых качеств характера.

Шкал – 4. Стимулов 30. Вариантов ответа -4. Направленность: волевая сфера личности, сфера межличностных отношений. Время обследования испытуемого – 10 минут.

Автор – разработчик: Афанасьева Е.К.

Автор компьютеризации: Черняк А.Г.

Краткое описание методики: методика предназначена для выявления генерализованности волевых качеств характера, а также его склонности к конфликтам в межличностных отношениях.

Литер.источник:

6. Тест Афанасьева.

Шкал- 16. Стимулов - 40. Вариантов ответа - 4.Направленность: Направленность: отдельные аспекты личности, эмоционально-волевая сфера. Время обследования испытуемого – 10 минут.

Автор – разработчик: Афанасьев А.Ю.

Автор компьютеризации: Черняк А.Г.

Краткое описание методики: методика предназначена для выявления психотипа личности (по Афанасьеву).

Источник: Тест на определение психотипа по Афанасьеву

Целью эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что методика «ГВК» позволяет эффективно и быстро исследовать генерализованность волевых качеств характера мужчин и женщин трудоспособного возраста.

Базой эмпирического (экспериментального) исследования явилась компания «Ситистрой». В качестве испытуемых была исследована группа лиц в количестве 24 человек (мужчин - 12, женщин – 12) , в возрасте от 28 до 45 лет, имеющих высшее образование и проживающих в г. Москве - соискателей на руководящие должности в две компании малого бизнеса в городе Москве на конкурсной основе в 2014 году.

Общий объем выборки составил 24 человека.

Процедура проведения эмпирического исследования заключалась в последовательном предъявлении всем испытуемым в индивидуальном порядке при собеседовании описанного выше комплекса методик.

Методы обработки стандартизированных опросников опирались на компьютеризированную программу « Психометрик - Эксперт» (версия 2011года), в которой представлены сырые баллы, проценты, графическая интерпретация и описание отдельных волевых качеств характера.

2.3. Анализ и обсуждение результатов

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что методика «ГВК» является эффективной и простой с точки зрения временных и интеллектуальных затрат. (см. таблицу « Результаты тестирования. Сводная таблица»).

Таблица. « Результаты тестирования. Сводная таблица».
График 1.
График 2.
График 3.
График 4.
График 5.
График 6.
График 7.
График 8.

В данном параграфе графически изображены (в %) в сравнении по результатам итоги по 8 испытуемым, имеющим 4 типа характера в терминологии А.Ю. Афанасьева ( 2 человека, в характере которых Первая воля, 2 человека , в характере которых Вторая воля, ( 2 человека , в характере которых Третья воля( 2 человека , в характере которых Четвертая воля). Просматривается очевидная похожесть в результатах по каждому из четырех типов характера. В сводной таблице 1 представлены результаты в % по всем 24 испытуемым. Самые высокие показатели по самооценке силы воли, настойчивости, уверенности в себе, напористости, конфликтности, неуступчивости отмечаются у обладателей характера с Первой волей, причем не важно, мужчины это или женщины. Средний показатель по этим же шкалам отмечается у обладателей характера со Второй волей, немного ниже то же – у обладателей характера с Третьей волей и низкий показатель по этим же шкалам (по самооценке силы воли, настойчивости, уверенности в себе, напористости, конфликтности, неуступчивости ) отмечается у обладателей характера с Четвертой волей.Это означает, что методика «ГВК» дает близкие по смыслу результаты в сравнении с другими 4 методиками.

2.4. Выводы

В результате проведения эмпирического исследования и анализа его результатов можно сделать следующие выводы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная вторая курсовая работа явилась продолжением первой и посвящена апробации на практике разработанной нами в первой курсовой работе психодиагностической методики исследования генерализованности волевых качеств характера ( методика ГВК) путем сравнения ее с четырьмя другими методиками (ШСВ, ШН, ТУС, ЛАК), обсуждению ее надежности, простоты и эффективности в использовании с точки зрения временных и интеллектуальных затрат. Само понятие генерализованности как наличие, устойчивость и широта проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности различных волевых качеств характера (силы воли, настойчивости, целеустремленности, смелости, решительности, настойчивости, упорства, напористости, уверенности в себе, самообладания и других волевых качеств характера, является в каком-то смысле новым на пути исследования феномена воли. Создание новой единицы измерения этой генерализованности является новым этапом в исследовании феномена воли и вопроса о подходах в исследовании волевых качеств характера. Если традиционно при измерении предлагается три уровня выраженности в характере волевых качеств (высокий, средний, низкий), то мы предлагаем четыре, причем третий – уровень амбивалентный( двойственный). Суть: выраженность и генерализованность волевых качеств характера измеряем либо как избыток ( характер с Первой волей), либо как норму ( характер со Второй волей), либо как амбивалентность ( характер с Третьей волей) , либо как низкий уровень в обыденной ( не экстремальной) ситуации( характер с Четвертой волей).

Необходимо продолжить изучение данной проблематики с использованием как экстенсивных методов изучения генерализованности волевых качеств, так и экспериментальной диагностики. Важно создать экспериментальную площадку, в условиях которой у испытуемых мотивации совпадают, и самооценка адекватна.

Проведенное исследование генерализованности волевых качеств является закономерным этапом в исследовании характера человека. Оно позволяет глубже заглянуть в характер человека, лучше понять его особенности, систему ценностей и личностные ориентации, стиль жизнедеятельности, потребности и мотивации. Применение методики ГВК ускоряет в 2-3 раза по времени процесс исследования волевых качеств характера, и охватывает меньший интеллектуальный ресурс, что позволяет рекомендовать ее практикующим психологам. Необходимо продолжить работу по апробации этой методики на большей выборке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методика ГВК. При ответе на предложенные утверждения необходимо выбрать один из четырех вариантов ответа.

ФИО (Имя)

Полных лет:

Образование:

Профессия:

Две предпочитаемые профессии:

Контакты:


1. При решении важной задачи я пробую все варианты. Да Не всегда Редко Нет

2. Я любой ценой выполняю принятые решения. Да Не всегда Редко Нет

3. Я легко преодолеваю раздражение перед неприятной работой. Да Не всегда Редко Нет

4. Я без колебаний еду в незнакомый город, если это необходимо. Да Не всегда Редко Нет

5. Я систематически стремлюсь к своей намеченной цели. Да Не всегда Редко Нет

6. Я знаю, что пройдя неудачи, все равно добьюсь своего. Да Не всегда Редко Нет

7. По мнению моих близких я – одержимый человек. Да Не всегда Редко Нет

8. Я умею терпеливо ждать ради достижения отдаленных целей. Да Не всегда Редко Нет

9. Между своими планами и встречей с друзьями я выбираю первое. Да Не всегда Редко Нет

10. Как правило, я не отвлекаюсь от начатой работы. Да Не всегда Редко Нет

11. Как правило, я довожу до конца начатое дело. Да Не всегда Редко Нет

12. Обычно я добиваюсь своего, несмотря на объективные препятствия. Да Не всегда Редко Нет

13. Даже в трудные моменты я верю, что справлюсь и решу свои задачи. Да Не всегда Редко Нет

14. Я делаю дело, даже если при этом осложняются отношения с другом. Да Не всегда Редко Нет

15. Я - уверенный человек в отношениях с другими людьми. Да Не всегда Редко Нет

16. Неудачи меня совсем не пугают. Да Не всегда Редко Нет

17. Меня характеризуют целеустремленность, упорство и настойчивость. Да Не всегда Редко Нет

18. Я – любопытный человек. Да Не всегда Редко Нет

19. У меня достаточно сил, чтобы воплотить в жизнь свои замыслы. Да Не всегда Редко Нет

20. Я не жалею сил и аргументов для отстаивания своей правоты. Да Не всегда Редко Нет

21. С объективными обстоятельствами мне обычно не везет. Да Не всегда Редко Нет

22. Мои планы в будущем очень зависит от поддержки моих друзей. Да Не всегда Редко Нет

23. При достижении цели я избегаю открытых конфликтов. Да Не всегда Редко Нет

24. Я в любое время позвоню другу, если он мне нужен. Да Не всегда Редко Нет

25. При неудачах мне хочется бросить дело и заняться чем-то другим. Да Не всегда Редко Нет

26. Моим планам часто мешают объективные обстоятельства. Да Не всегда Редко Нет

27. Если дело не идет, я его бросаю и занимаюсь другими делами. Да Не всегда Редко Нет

28. Часто у меня не хватает сил для преодоления жизненных невзгод. Да Не всегда Редко Нет

29. Далекие цели – не для меня, даже если они заманчивы. Да Не всегда Редко Нет

30. Я не доставляю лишнее беспокойство людям. Да Не всегда Редко Нет


Дата заполнения теста


1. Вы считаете себя вдумчивым человеком? Да Пожалуй Иногда Нет

2. Вы доверяете своему разуму? Да Пожалуй Иногда Нет

3. Вас раздражает глупость? Да Пожалуй Иногда Нет

4. Вы с доверием относитесь к логике? Да Пожалуй Иногда Нет

5. Вы самостоятельны в своем мышлении? Да Пожалуй Иногда Нет

6. Вы подчиняете свою жизнь своим воззрениям? Да Пожалуй Иногда Нет

7. Вам интересна научная информация? Да Пожалуй Иногда Нет

8. Радуют ли Вас проявления сильной мысли? Да Пожалуй Иногда Нет

9. Вы уверенно чувствуете себя во время дискуссий? Да Пожалуй Иногда Нет

10. Сами Вы верите в строгость своих логических построений? Да Пожалуй Иногда Нет

1. Вы считаете себя эмоциональным человеком? Да Пожалуй Иногда Нет

2. Вы любите театр? Да Пожалуй Иногда Нет

3. Вы влюбчивы? Да Пожалуй Иногда Нет

4. Резко ли меняются Ваши настроения? Да Пожалуй Иногда Нет

5. Вы суеверны? Да Пожалуй Иногда Нет

6. Чувства властны над Вами? Да Пожалуй Иногда Нет

7. Склонны ли Вы к актерству? Да Пожалуй Иногда Нет

8. Вам присуща реакция слезами на происходящее? Да Пожалуй Иногда Нет

9. Вы доверяете астрологии? Да Пожалуй Иногда Нет

10. Есть ли у Вас тяга к искусству? Да Пожалуй Иногда Нет

1. Вы считаете себя физически крепким человеком? Да Пожалуй Иногда Нет

2. Вы прижимисты? Да Пожалуй Иногда Нет

3. Тяга к физическим нагрузкам присуща Вам? Да Пожалуй Иногда Нет

4. Вы склонны к насилию? Да Пожалуй Иногда Нет

5. Спорт занимает(л) в Вашей жизни значительное место? Да Пожалуй Иногда Нет

6. Серьезно ли Вы относитесь к деньгам? Да Пожалуй Иногда Нет

7. Вы собственник? Да Пожалуй Иногда Нет

8. Можно ли Вас назвать гурманом? Да Пожалуй Иногда Нет

9. Вас заботит Ваше здоровье? Да Пожалуй Иногда Нет

10. Вы сексуальны? Да Пожалуй Иногда Нет

1. Вы считаете себя волевым человеком? Да Пожалуй Иногда Нет

2. Вам легко руководить людьми? Да Пожалуй Иногда Нет

3. Вы человек независимый? Да Пожалуй Иногда Нет

4. Вы решительны? Да Пожалуй Иногда Нет

5. Вы всегда контролируете свое поведение? Да Пожалуй Иногда Нет

6. Считаете ли Вы себя настойчивым человеком? Да Пожалуй Иногда Нет

7. Вам всегда у дается исполнять принятые решения ? Да Пожалуй Иногда Нет

8. Вы ответственный человек? Да Пожалуй Иногда Нет

9. Вы любопытны? Да Пожалуй Иногда Нет

10. Вы уверены в своем праве вести за собой людей? Да Пожалуй Иногда Нет


Какие две профессии Вы предпочитаете?

Ваш любимый афоризм или принцип:

Дата

Назовите себя, пожалуйста.

Ваши контакты:

Спасибо! Афанасьева Е.К.( af173@mail.ru )


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Афанасьева Е.К.

Типология характеров через призму психософии А.Ю.Афанасьева.

На рубеже двух тысячелетий в России появляется философско-психологический трактат литературоведа А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви», почти не замеченный профессионалами. В этой книге был предложен оригинальный вариант решения проблемы сущности феномена воли.

Автор считал, что при исследовании личности необходимо использовать методологический принцип достаточного основания, который называют «Бритвой Оккама»: не следует множить сущее без необходимости, или не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости.

Вслед за А.Ю.Афанасьевым мы рассуждаем таким образом. При анализе многовековых традиций психологических разработок можно выделить следующую закономерность, которую заметил ученый: «Четыре вида души Аристотеля, четыре темперамента Гиппократа, четырехчленную типологию Юнга, Сиго, Аккофа и Эмери, четыре типа высшей нервной деятельности Павлова, четыре формы «Я» Уильяма Джеймса, четыре телесных типа Кречмера, четыре компонента личности Г. Мерфи, четыре биоритма Апеля». [1,с.16].

Представим структуру (архитектуру) психического как состоящую из иерархии минимум четырех психических модулей и назовем их по терминологии А.Ю. Афанасьева : воля, эмоция, физика (телесность, «Я – физическое» по Джеймсу, «общая конституция» по Русалову), логика ( мышление, язык, интуиция и т.д.). Иерархия предполагает разную степень генерализованности (лат. generalis - общий, главный) и выраженности качества каждого из четырех модулей. Получаем 4!(четыре факториал). Это значит, что существует 24 варианта сочетания (взаимосвязи) между психическими модулями. Можно предположить, что человечество по генерализованности и выраженности волевых качеств характера (личности) точно делится на 4 класса: люди, носители психотипа с 1, 2, 3 и 4 волей. И в каждой такой группе будет по 6 вариаций. Это значит, что есть люди, характер которых чрезмерно волевой, а есть люди с менее и слабо выраженными волевыми качествами характера ( личности). В зависимости от положения волевой психической функции на ступенях функциональной иерархии у Афанасьева в «Синтаксисе любви» общество подразделяется на «царей»( в психотипе -1-ая воля), «дворян» ( в психотипе-2-ая воля), « мещан» ( в психотипе-3-ья воля) и «крепостных» ( в психотипе -4-ая воля) [1,с.14].

Гипотеза: комбинация волевых качеств характера и их генерализованность типичны.

Основной вывод А.Ю. Афанасьева по проблеме исследования генерализованности волевой деятельности сознания следующий: под контролем исследования волевых качеств личности должны находиться и эмоция, интеллект, интуиция, физиологические возможности и сила воли (эмоция, логика, физика, воля) испытуемых в их взаимодействии.

Наш метод дифференцирует генерализованность волевых качеств характера по четырем уровням или типам: характеры с первой, второй, третьей и четвертой волями.

Характер с первой волей нами понимается как имеющий в процессе жизнедеятельности явную (очевидную) избыточность следующих волевых качеств в их сочетании:

Характер со второй волей нами понимается как имеющий в процессе жизнедеятельности в достатке( в норме) следующие волевые качества в их сочетании:

Характер с третьей волей нами понимается как амбивалентный и имеющий в процессе жизнедеятельности преобладание следующих волевых качеств в их сочетании:

Характер с четвертой волей нами понимается как имеющий в процессе жизнедеятельности следующие волевые качества в их сочетании:

Если традиционно при измерении предлагается три уровня выраженности в характере волевых качеств (высокий, средний, низкий), то мы предлагаем иной инструмент измерения. Суть: выраженность генерализованности волевых качеств характера измеряем так: избыток ( характер с Первой волей), норма ( характер со Второй волей), амбивалентность ( характер с Третьей волей) и низкий уровень ( характер с Четвертой волей).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Методики для оценки и самооценки волевых качеств

Тест «Самооценка силы воли».

Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция. На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» – 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

Текст опросника

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0–12 – сила воли слабая; 13–21 – сила воли средняя; 22–30 – сила воли большая.

Опросник для самооценки терпеливости.

Методика разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.

Инструкция. Ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны, то знак «—».

Текст опросника

Ключ к расшифровке. По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.

Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если отвечаюший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если отвечавший набирает 12 баллов и больше.

Опросник для оценки своего упорства.

Методика разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.

Вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – знак «—».

Текст опросника

Ключ для определения степени упорства. Начисляется по одному баллу за ответы «да» по позициям 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и за ответы «нет» по позициям 2, 5, 6. 9, 11, 13, 17.

Чем больше баллов наберет обследуемый, тем выше у него упорство.

Опросник для оценки своей настойчивости.

Опросник разработан Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко.

Текст опросника

Ключ к оценке ответов. По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18.

Чем больше сумма набранных по всем позициям баллов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца.

Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов»

Методика разработана Н. Е. Стамбуловой. Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Инструкция. Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов:

Текст опросников

Целеустремленность Смелость и решительность Настойчивость и упорство Инициативность и самостоятельность Самообладание и выдержка

Ключ к расшифровке. Положения 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19 – для диагностики генерализованности волевых качеств.

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень.

Методика «Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов»

Методика разработана Б. Н. Смирновым для оценки развития волевых качеств у спортсмена по степени сформированности волевых умений.


Целеустремленность

Протокол оценки волевых умений (в баллах)

Целеустремленность Настойчивость и упорство Решительность и смелость Выдержка и самообладание Самостоятельность и инициативность

Постановка диагноза. Пользуясь описанием признаков проявления волевых умений, можно оценить развитие собственных волевых качеств или дать оценку развития волевых качеств другого, хорошо знакомого спортсмена. Читая пункт за пунктом описание признаков волевых умений (а, б, в), следует оценить степень проявления каждого из них и записать соответствующий балл в протокол. Рекомендуется следующая шкала оценки: отчетливое проявление – 2 балла, неотчетливое проявление – 1 балл, не проявляется – 0 баллов.

Для большей дифференциации оценки можно использовать шкалу в 7 баллов.

Оценка волевых умений. Сложить оценки за каждые три признака проявления волевых умений и записать суммарную оценку в протокол (всего 15 оценок). Для большей наглядности следует представить полученные результаты графически, для чего построить систему координат: на оси абсцисс отложить волевые умения (15 умений), на оси ординат – оценку в баллах (из 6 баллов) и вычертить пять профилей, характеризующих количественно развитие волевых качеств.