Воля

Воля — это дух, сила характера, внутренний стержень, самодисциплина, потребность в значимости, уважении и признании среди людей. Это также различные волевые качества: ответственность, решительность, целеустремленность и т.д.

Воля — главный механизм, рычаг, через который человек управляет собой и влияет на окружающий мир. Кто-то влияет как фронтмен, удерживая на себе внимание и принимая ответственность, как, например, Стив Джобс. Кто-то действует за кулисами, но вносит не меньший вклад в прогресс, как Стив Возняк. В обоих случаях движущей силой является Воля.

Воля состоит из последовательности: намерение, принятие решения, поступок и ответственность за него. Воля — особая функция-стержень, невидимый командир психотипа, окрашивающий его в свои цвета. Например:

Если у человека 1-я Воля, он часто воспринимается как решительный и заряженный на результат.

При 2-й Воле человек выглядит более сбалансированным и гибким.

При 3-й Воле он кажется непредсказуемым и сверхдинамичным.

При 4-й Воле человек может казаться расслабленным и неинициативным.

Проблематика феномена воли в психологической науке является самой сложной и малоизученной. Существуют трудности и неоднозначность в понимании сущности феномена воли. За последние 120 лет среди отечественных ученых в изучение проблематики воли огромный вклад внесли А.Ю. Афанасьев, М.Я. Басов, К.Л. Бабаян, Л.С. Выготский, Б.А. Вяткин, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.К. Калин, Г.Г. Кравцов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, В.И. Селиванов, И.М. Сеченов, Б.Н. Смирнов, П.В. Симонов Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили и многие другие.




В зависимости от положения Воли на ступенях функциональной иерархии общество подразделяется на «царей» (Первая Воля), «дворян» (Вторая Воля), «мещан» (Третья Воля), «крепостных»(Четвертая Воля).

Первая воля

1-я Воля - прирожденный лидер. Говорят, лидерами не рождаются, а становятся. Однако эта, как и множество других расхожих истин, не выдерживает проверки опытом. Лидерами именно рождаются, причем не только у людей, но и у животных.


Вторая воля

Вместе с силой, гибкостью, нормативностью, одним из основополагающих элементов Второй функции является естественность. Хотя о естественности, выраженной через Волю, говорить трудно, все-таки специфика именно такого выражения поддается вычленению. Естественность по Воле - это личностная открытость, простота, адекватность себе в любой ситуации, отсутствие второго, заднего плана, маски. Да, именно такова естественность «дворянина». Душевное здоровье его так велико, что ничего не выпячивая, он ничего и не прячет, позволяет смеяться над собой и сам зачастую готов сыграть в шутливое самобичевание. Более того, Вторая Воля столь личностно неуязвима, что без серьезного насилия над собой решается на самое страшное - публичное покаяние, открытое признание своих ошибок и недостатков, на что совершенно не способны Первая и Третья Воли.


Третья воля

Всякая Третья функция раздвоена и уязвлена. Особый трагизм положения «мещанина» заключается в том, что у него уязвлена именно Воля - опора личности, то, на чем держится весь порядок функций. А когда ослаблена и травмирована опора, все здание человеческой психики делается шатким и уязвимым. Жизнь становится хроническим кошмаром: даже слабые удары и просто прикосновение к любой, не только к Третьей, функции способны потрясти до основания существо «мещанина», послать Третья Волю в нокаут.


Четвертая воля

«Крепостные» - самые милые люди на свете. В их поле дышится легко, как ни в каком другом. В поле Четвертой Воли можно проходить насквозь, въезжать на танке - сопротивления не будет - оно разряжено. Про Ч.Дарвина с его 4-й Волей вспоминали так: «Кому хоть раз посчастливилось сидеть с ним за одним столом...в тесном кругу добрых друзей, а особенно, если соседкой его оказывалась милая женщина, тот не скоро такое забудет. С ним каждый чувствовал себя легко и просто, он болтал, весело смеялся, оживленно поддевал, подразнивал, но не обидно, а лишь забавно и даже лестно; притом к гостю он всегда относился уважительно и неизменно старался вовлечь нового человека в общий разговор».