Кирилл Салимов
Психотипы великих писателей

Психотип Александра Сергеевича Грибоедова – ЛВЭФ («эйнштейн»)

А.С.Грибоедов - фото

Русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор. Статский советник
4(15) января 1795, Москва — 30 января (11 февраля) 1829, Тегеран.

Первая Логика А.С.Грибоедова

«Александр Грибоедов получил редкое по тем временам систематическое, глубокое образование. Уже в шестилетнем возрасте А. Грибоедов знал четыре языка, а в юности шесть. Он должен был стать ученым, уже готовился к испытаниям на звание доктора права. Про ум дипломата Грибоедова ходили легенды. Не зря А.Пушкин замечал, что А.С.Грибоедов – один из самых умных людей в России». Вдумчивость и сосредоточенность драматурга Грибоедова поражала и В. Кюхельбекера. В стихотворении «Памяти Грибоедова» он написал:

«В чертогах суеты и шума
Где твой покров нередко дума
Бросала на чело твое
Где ты прикрыть желал ее
Улыбкой, шуткой, разговором».

«Образование и ум его необыкновенны» - говорил о А. Грибоедове Н. Муравьев-Карский. «Он меня умнее», - говорил А.Бестужев. У А.Грибоедова был глубокий, аналитический ум настоящего ученого, каковым он был и хотел бы стать. Личная трагедия А. Грибоедова заключалась в силе его прогрессивного ума, вынужденного прятаться «в уединенья уголок». Если А.Пушкин писал жене: «Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом», А.Грибоедов сказал бы – с талантом и умом». Взрывчатый ум одного (А. Грибоедова) стоил пленительной души другого (А. Пушкина).

Вторая Воля А.С.Грибоедова

А. Бестужев вспоминал об А.С.Грибоедове: «Чтение закончилось, и все обступили автора с поздравлениями и комплиментами, которые он принимал очень сухо. Видно было, что он взялся читать не для жатвы похвал, а только чтоб отделаться от неотступных просьб любопытных. Я только сжал ему руку, и он отвечал тем же. С этих пор мы были уже не чужды друг другу, и тем чаще я мог быть с ним».

«Обладая всеми светскими выгодами, Грибоедов не любил света, не любил пустых визитов или чинных обедов, ни блестящих праздников так называемого лучшего общества. Узы ничтожных приличий были ему несносны потому даже, что они узы. Он не мог и не хотел скрывать насмешки над подслащенной и самодовольной глупостью, ни презрения к низкой искательности, ни негодования при виде счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него на лице. Никто не похвалился его лестью; никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать – никогда. Твердость, с которую он отличал порочные привычки, несмотря на знатность особы, показалась бы иным катоновской суровостью, даже дерзостью; но так как видно было при этом, что он хотел только извинить, а не уколоть, то нравоучение его, если не производило исправления, по крайней мере, не возбуждало гнева».

К. Полевой в статье «О жизни и сочинениях А.С.Грибоедова» писал: «Как человек с сильною волею, он решился преобразовать себя. Для того вырвался он из вихря света, покинул все обольщения столицы и удалился от всех развлечений. В глуши Азии, в уединении, углубился он в изучение любимых им предметов и всего больше в мысль о России».

А.Гордин в статье «А.С.Грибоедов в русской критике» писал: «Становление русского реализма в первые десятилетия 19 века протекало в ожесточенной общественно-литературной борьбе. А.Грибоедов принимал в ней самое деятельное участие. Его эстетические позиции были своеобразны. Он не следовал ни за Пушкиным, ни за Рылеевым. Грибоедов по-своему отстаивал жизненную правду в искусстве, гражданский пафос, подлинную народность произведений художественного слова. При всем своеобразии своих эстетических позиций автор «Горя от ума» шел в одной шеренге с А.Пушкиным. Решительно отвергая «школьные требования, условия, привычки, бабушкины предания», А.Грибоедов выше всего ценил в художнике «собственные творческие силы», признавал только искусство, основанное на свободном от стесняющих правил, творческом воспроизведении жизни. «Я как живу, так и пишу - свободно и свободно», - говорил сам А.С.Грибоедов».

А.В.Луначарский в статье: «А.С.Грибоедов» писал: «А.Грибоедов – человек громаднейшего ума и ослепительных способностей. Грибоедов – музыкант, математик, дипломат, писатель-стилист, психолог. Он представляет собой единственное явление. По разнообразию своих задатков он гениален. Грибоедов – колоссальная, ослепляющая фигура. Будучи таким, он испытывал две страсти. Неумолчный голос гения говорил в нем об обличении, и вместе с тем мы видим в нем глубочайшую скорбь о невозможности вырваться из этого ада, о необходимости искать какую-то тропу примирения с ним. В области своих жизненных путей Грибоедов пошел на такое примирение. А ведь задумано это («Горе от ума») было дворянином Грибоедовым, выросло из требований протеста, который развернулся великолепным цветком в мозгу писателя, как требование человечности».

Третья Эмоция А.С.Грибоедова

А.С.Пушкин называл характер А.Грибоедова меланхолическим: «Талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем, как о человеке необыкновенном».

Товарищ детских игр А.Грибоедова В.И.Лыкошин вспоминал: «В ребячестве А.Грибоедов отличался юмористическим складом ума и какой-то неопределенной сосредоточенностью характера».

А.Грибоедов был дипломатом. Обладая глубоким и проницательным умом, настойчивостью, большой силой воли и уверенности в достижении целей, Грибоедов был уникальной фигурой на дипломатической арене. Широта политических познаний делала Александра Сергеевича одним из крупнейших дипломатов его времени. Стремление быть полезным своей Родине было главной идеей жизни А.Грибоедова, посвятившего себя Российской дипломатии и русской литературе.

Л.Леонов говорил о А.Грибоедове в докладе «Судьба поэта»: «Холодное и меткое остроумие уживалось с отзывчивым, даже чувствительным сердцем, и вот мы приближаемся к главному, что предстоит выявить нам. В 1823 году А.Грибоедов жалуется Кюхельбекеру на душу свою: «Для нее ничего нет чужого, - страдает болезнью близкого, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии». Кроме близких, об этом не подозревал никто. Внешне А.Грибоедов был всегда замкнут, как раковина. И, может быть, поэтому в ней вызрела лишь одна жемчужина».

«Горе от ума», как гора, возвышается над остальным наследием Грибоедова. Не будь его, в примечании к истории литературы было бы кратко сказано, что это был выдающийся русский дипломат, который в молодости не чуждался поэзии. То был писатель одной темы, однолюб, человек, горевший в одно пламя, как родятся люди об одной ране в душе, вне зависимости – ранена она мечтой, любовью, или другим недугом. Появляются молчание и задумчивость Грибоедова после написания «Горя от ума». К прежней, грибоедовской, маске сдержанности присоединилась сановная солидность, даже грозность в дипломатических переговорах».

Четвертая Физика А.С.Грибоедова

Поведение А.Грибоедова во время гибели было бесстрашным. Бесстрашие характерно и для Четвертой Физики. В программе «Тайные знаки: Танец, несущий смерть» рассказывается: «30 января 1829 года в здание русского посольства в Тегеране ворвалась группа религиозных фанатиков. По словам очевидцев, А.Грибоедов проявлял безрассудную храбрость и словно нарочно подставлял себя под удары сабель. Когда сопротивление стало бессмысленным, товарищ затащил Грибоедова в погреб. Как только А.Грибоедов понял, что здесь он защищен от противников, он сам вышел навстречу разъяренной толпе».

Библиография: