Кирилл Салимов
Психотипы великих писателей

Психотипы героев романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Владимир Дубровский – ЭФВЛ («пушкин»)
Кирилл Троекуров – ФЭВЛ («дюма»)
Андрей Дубровский (отец В. Дубровского) – ФВЭЛ («чехов»)
Мария Троекурова – третья воля, возможно ЭФВЛ («пушкин»)

1. Владимир Дубровский – ЭФВЛ («пушкин»)

Прообразом Владимира Дубровского стал обедневший дворянин Островский. Пушкин узнал о деле белорусского дворянина Островского от своего друга Павла Нащокина, который лично был знаком с ним, когда ездил в острог. История эта так впечатлила Пушкина, что 21 октября 1832 года он начинает работу над своим первым романом.

Вторая Физика Владимира Дубровского

Владимир росту среднего. Его физическая сила позволила окончить Кадетский корпус (военное училище) в Петербурге:

«...Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию..." (том 1 глава III), затем Владимир служил в гвардейском полку (элитном подразделении армии):"...молодого Дубровского, служившего в одном из гвардейских пехотных полков и находящегося в то время в Петербурге..." (том 1 глава III).

Физическая сила, ловкость помогает Владимиру победить медведя во время забавы К. Троекурова, не дав, таким образом, себя унизить.

Как и герой легенд Робин Гуд, Дубровский грабит тех, кто живет не по средствам (состоятельных людей: путешественников, почту, помещичьи дома) и никогда не трогает бедняков. Это указывает на Вторую Физику. А. Ю. Афанасьев отмечал, что 2-я Физика («труженик») может трансформироваться в «Робин Гуда».

Третья Воля Владимира Дубровского

После смерти отца Владимир Дубровский, не сумев простить обидчика – Троекурова, становится разбойником. Сам переход на сторону разбоя – это отчасти исходит от Третьей Воли.

Третья Воля привела Владимира Дубровского к решению сжечь свой дом, чтобы не оставить его Троекурову. При этом он не хотел смерти простых людей -приказных. Поджег дома – это своеобразный переход к новому образу жизни: Дубровский стал разбойником, потому что им руководило чувство мести, желание возмездия за несправедливость и жестокость, лишивших его всего.

Третья Воля Владимира руководила героем, когда он предстал перед семьей Троекуровых под именем учителя, француза Дефоржа (Третья Воля любит своеобразный «маскарад» и стремится иногда к тому, чтобы быть не самой собой, а кем-то другим). Одной из таких ролей становится роль учителя Дефоржа. Но и тут Владимиром движет пока еще чувство возмездия.

Первая Эмоция Владимира Дубровского

Но чувство возмездия у Владимира переходит в любовь к Маше Троекуровой. И именно любовь как высшая ценность останавливает его от возмездия. В этом он сам признается Маше: «Я понял, что дом, где обитайте Вы, священен, что ни единое существо, связанное с Вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».

2. Кирилл Троекуров – ФЭВЛ («дюма»)

Уже в самом начале произведения А. Пушкин дает развернутую характеристику К. Троекурову, в которой без труда угадывается ФЭВЛ («дюма»).

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирилла Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.

Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых, и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали».

Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз.

Шутка – унижение с псами. Это завязка конфликта всего произведения.

Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирилла Петрович, — или псарня моя тебе не нравится?» — «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее, и теплее». Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним.

Вспомним и об увеселениях Кириллы Троекурова:

«На дворе у Кириллы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы были ежедневно в гостиную, где Кирилла Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли. Изредка их выводили пред окна барского дома и подкатывали им порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями; медведь обнюхивал её, потом тихонько до неё дотрагивался, колол себе лапы, сердясь толкал её сильнее, и сильнее становилась боль. Он входил в совершенное бешенство, с рёвом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости. Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в неё гостей и пускали их скакать на волю Божью. Но лучшею шуткой почиталась у Кириллы Петровича следующая.

Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его верёвкой за кольцо, ввинченное в стену. Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принуждён был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене, и видеть, как разъярённый зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!»

3. Андрей Дубровский, отец Владимира – ФВЭЛ («чехов»)

Андрей Гаврилович Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера. Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирилла Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим.

На другой день после шутки-унижения, первый вопрос Троекурова был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником; Кирилла Петрович приказал своему писарю читать его вслух и услышал следующее:

«Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам. Андрей Дубровский».

Именно это событие и послужило началом ссоры между двумя людьми: Кириллом Троекуровым и Андреем Дубровским. Непреклонность, честность Второй Воли Андрея Дубровского не позволяла терпеть такие шутки над собой.

А. Пушкин на примерах двух этих героев показал, что они и принадлежат к одному сословию, воспитывались примерно одинаково и у обоих примерно похоже сложилась жизнь, по характеру они - разные. И если Кирилла Троекуров (ФЭВЛ) показан, как распущенный человек, то в лице Андрея Дубровского (ФВЭЛ) мы видим дворянскую порядочность, честь, недопустимость унижения других людей и самого себя. Любовь Андрея Дубровского к собакам – от третьей эмоции: «Один Андрей Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых».

4. Мария Троекурова – возможно, что психотип- ЭФВЛ («пушкин»)

Третья Воля Марии Троекуровой

Маша не обратила никакого внимания на молодого француза. Она была воспитана в аристократических предрассудках, и учитель был для нее из рода слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною. Несколько дней сряду потом она встречала его довольно часто, не удостаивая большей внимательности. Неожиданным образом получила она о нем совершенно новое понятие. Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию – и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение.

Четвертая Логика Марии Троекуровой

«Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника несмотря на то, что ее мысли не следовали за работой, -они были далеко».

«Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки» - высокая Эмоция.

«Он тихо обнял стройный ее стан...» (Дубровский и Маша, том 2 глава XV) (не Первая Физика у Маши).

Возможно, Маша Троекурова относится к психотипу ЭФВЛ («пушкин»), она психологически близка к своему создателю – А. С. Пушкину. Центральной и четко определяемой в ее образе видится именно Третья Воля.